программ Культура 10-11класс

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Культура народов КБР» для 10-11-х классов
составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта
общего образования по истории (истории КБР) и мировой художественной культуре,
разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»,
Концепцией модернизации российского образования

(распоряжение Правительства

Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральным базисным учебным планом
и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства
образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования
Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об образовании», учебным
планом для национальных образовательных учреждении, реализующих программы
общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки),
приказом Министерства общего и профессионального образования.
Рабочая программа рассчитана на 69 учебных часов из расчета 1 учебный
час в неделю и предназначена для учащихся 10-11-х классов на 2023-2024 год.
Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:
 Базисный учебный план для основной школы.
 Образовательный стандарт по мировой художественной культуре.
 Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Планируемые результаты по предмету
 Изучение культуры народов КБР на ступени среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия,
толерантности, уважения к культурным традициям народов КБР;
- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
-

освоение

систематизированных

знаний

о

закономерностях

развития

традиционных национальных культур; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на
примере культуры народов нашей республики;
- овладение умением анализировать явления культуры и вырабатывать
собственную оценку;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
3

- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно
связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру,
национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях
современной жизни;
выпускникам

-дать

целостное

представление

об

историческом,

этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях
духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с
исторически

сложившимися

культурными,

религиозными,

этнонациональными

традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на
практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и
возникающих региональных, общенациональных проблем;
-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как
важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения
конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов,
навыки бесконфликтного поведения;
-способствовать этнической идентификации и политической консолидации
населения;
-помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в
регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать
самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на
благо семьи, общества, государства;
-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству,
способам художественного самовыражения на примерах

творчества земляков -

известных деятелей культуры;
-формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и
событиям прошлого и настоящего.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета “культура народов КБР” на этапе
среднего (полного) общего образования являются: умение учащихся мотивированно
организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки
результата)

и

самостоятельно

выбирать

критерии

для

сравнительного

анализа,

сопоставления и оценки культурных явлений различных народов, населяющих
4

Кабардино-

Балкарию;

приобщение

к

творческой,

учебно-исследовательской,

информационно-коммуникативной деятельности, в русле которых формируются навыки
выдвигать гипотезы и овладевать элементарными приемами исследования, получать
нужную информацию по различным источникам (текст, таблица, аудиовизуальный ряд),
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации
информации

и

создания

базы

данных;

участие

в

публичных

выступлениях,

аргументированно обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая
этику поведения в диспуте; понимание ценности образования для развития личностной
культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других
людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя
свою гражданскую позицию.
В результате изучения культуры народов КБР ученик должен знать/понимать:
-особенности возникновения и основные черты традиционной и современной
национальной культуры;
-шедевры национальной культуры;
-основные выразительные средства разных видов культуры;
уметь:
-сравнивать явления национальных культур и соотносить их с определенной
исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих
представителей;
-понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
-осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области культуры народов
КБР;
-уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам
национальной культуры;
-уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты,
отзывы, сочинения, рецензии);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной

жизни

профессионального

для:

определения

самоопределения;

путей

ориентации

своего
в

культурного

традиционном

развития;

наследии

и

современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
Тематическое планирование
10 класс
№

Название темы

Количест
5

темы
1
2
3
4
5
№
темы
6
7
8
9

Культура и цивилизация.
Материальная культура кабардинцев и
балкарцев.
Политическая культура.
Культура семейно- брачных отношений.
Духовная культура.
11 класс
Название темы
Просвещение, образование, наука.
Художественная культура.
Здоровье в культуре народов КБР.
Культура других народов, населяющих
Кабардино- Балкарию.

во
часов
3
7
9
6
8
Количест
во
часов
5
11
3
12

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ
Раздел 1. Культура и цивилизация.
Введение. Цели и задачи курса. Место курса в историко- обществоведческом
образовании учащихся. Что такое культура? Типология культур. Законы и способы
развития культуры. Принципы изучения культуры. Функции культуры. Взаимосвязь
культуры и цивилизации. Географическая среда. Центр Кавказа и влияние природных
условий на культуру и хозяйственную деятельность народов КБР. Местоположение.
Рельеф. Климат. Полезные ископаемые. Растительный и животный мир. Зависимость
психологической характеристики человека от географических условий. Население. Виды
хозяйственной деятельности. Исторические корни национальных языков кабардинцев,
балкарцев, казаков и горных евреев. Кабардинский язык. Грамматика. Диалекты.
Балкарский язык. Диалекты. Современное состояние национальных языков.
Раздел 2. Материальная культура.
Земледельческая культура и некоторые обряды, связанные с земледелием.
Скотоводство. Традиции и обычаи скотоводческого быта. Отражение его в фольклоре.
6

Охота, пчеловодство и крестьянские промыслы, ремесла. Дороги, горные тропы и
средства передвижения. Поселения и жилища кабардинцев, балкарцев и казаков. Обычаи,
связанные со строительством жилищных и хозяйственных построек. Усадьба и жилище
кабардинцев и балкарцев. Внутреннее убранство жилищ. Хозяйственные постройки.
Одежда и пища кабардинцев и балкарцев. Домашняя утварь. Торговля и обмен в системе
жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев.
Раздел 3. Политическая культура.
Народные собрания (хасы, тёре) и сельские сходы как традиционные органы
самоуправления

кабардинцев

и

балкарцев.

Княжеские

съезды-

советы.

Съезды

доверенных КЕабарды и Горских обществ. Сельские сходы. «Адыгее хабзе» и «Тау адет» кодексы устных законов, регулирующие нормы личностно- семейных и общественных
(внутренних и внешних) отношений в Кабарде и Балкарии. Судебные органы и родовые
суды. Проблемы государственности в истории развития Кабарды и Балкарии в 16-19
веках. Положительные и отрицательные аспекты отношений с Россией для судеб
кабардинского и балкарского народов. Кавказская война и её политические последствия.
Репрессия балкарского народа в 1944 г. Восстановление политической
справедливости и национальной государственности в 1957 г. Становление и развитие
государственности народов КБР в 20 веке. Государственный флаг, герб, гимн КБР.
Конституция КБР 1997 г.
Раздел 4. Культура семейно- брачных отношений.
Большая и малая семья. Брачные запреты. Сватание, калым, свадьба. Обычаи
избегания. Развод. Первое возвращение невесты домой. Ребёнок и его имя. Обрядовые
игры и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей. Этика и этикет в культуре
семейных отношений. Гостеприимство, куначество и формы искусственного родства.
Умственное, трудовое, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Военнопатриотическое

воспитание

взаимопомощь.

Адыгский

на

боевых

этикет.

традициях

Этикет

народов КБР.

балкарцев.

Общественная

Национальный

менталитет

кабардинцев и балкарцев.
Раздел 5. Духовная культура.
7

Устное народное творчество. Народные певцы. Значение нартского эпоса в
развитии культуры кабардинцев и балкарцев. Песни, музыка, танцы народов КБР.Танцы и
танцевальный этикет. Театральное искусство. Народное искусство. Религия как элемент
культуры. Похоронные обряды. Народная медицина. Взаимовлияние национальных
культур народов КБР.
Раздел 6. Просвещение. Образование. Наука.
Проблема письменности кабардинцев и балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У.
Берсей и др.). Просветительская литературная деятельность первых ученых и писателей
Кабарды и Балкарии. Появление светских школ в 19 веке и роль общения с казачеством и
русским народом в распространении образования. Этапы развития общеобразовательной
школы в Кабардино-Балкарии. Современное состояние общеобразовательной школы.
Первые средние и высшие учебные заведения КБР. Подготовка национальных кадров.
Первые научные учреждения и развитие науки в Кабардино- Балкарии. Наука на
современном этапе. Ученые и специалисты, внесшие наибольший вклад в развитие науки
и образования в КБР.
Раздел 7. Художественная культура.
Понятие

«

художественная

культура».

Народное

прикладное

искусство

кабардинцев и балкарцев.
Истоки театрального искусства и его современное состояние. Институт
«ажигафа». Особенности национального театра. Театр в КБР на современном этапе.
Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз композиторов КБР. Государственная
филармония КБР.
Художественная литература. Союз писателей КБР. Изобразительное искусство.
Живопись. Графика. Скульптура. Народное искусство и профессиональные художники.
Союз художников КБР. Роль музеев в культурно- просветительной работе. Организация
музейного

дела

в

КБР.

Роль

музеев

в

культурно-

просветительной

работе.

Государственные, народные и школьные музеи КБР.
Современное состояние музейного дела. Библиотеки. Состояние и развитие
библиотечного дела в КБР. Средства массовой информации и их роль в национальной
культуре и возрождении народов КБР. История развития СМИ в КБР. Печать. Радио.
Телевидение. Роль кино, видео и других зрелищ в современной культуре. Театры и
кинотеатры Нальчика. Приэльбрусье- национальный парк КБР. Эльбрус- памятник
8

истории и культуры всемирного значения. Нальчикский парк культуры и отдыхакрупнейший культурный очаг республики. История парка. Современное состояние парка.
Раздел 8. Здоровье в культуре народов КБР.
Физическая культура в укладе жизни кабардинцев и балкарцев. Задачи
физического воспитания детей. Средства физического воспитания. Народные игры. Этапы
развития физической культуры и спорта в КБР. Курорт Нальчик - всероссийская
здравница. Характеристика курорта. История курорта. Современное состояние курорта.
Кабардино- Балкария – родина отечественного альпинизма и горного туризма. История
развития и современное состояние. Общественные институты культуры. Фонд культуры
КБР.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
Учебники: Мамбетов Г. Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, Аталиков В.
М. Культура народов КБР.
Всего 35 часов, к-п-р 1 час, зачёт 1 час.
№
п.п.

Тема урока

Кол.
часов

Дата
По
плану

Факт

1 полугодие – 1 четверть
1.

Культура и цивилизация.

2.

Географическая среда. Центр Кавказа и влияние 1
природных
условий
на
культуру
и
хозяйственную деятельность народов КБР.
Исторические корни национальных языков 1
кабардинцев, балкарцев, казаков и горных
евреев.
7
Материальная культура.

3.

4.
5.

1

Земледельческая культура и некоторые обряды, 1
связанные с земледелием.
Скотоводство.
Традиции
и
обычаи 1
скотоводческого быта. Отражение его в
фольклоре.
9

6.
7.
8.

9.

Охота, пчеловодство и крестьянские промыслы, 1
ремесла .
Дороги, горные тропы и средства передвижения. 1
Поселения и жилища кабардинцев, балкарцев и 1
казаков. Обычаи, связанные со строительством
жилищных и хозяйственных построек.
Одежда и пища кабардинцев и балкарцев.
1

10.

Домашняя утварь. Торговля и обмен в системе 1
жизнеобеспечения кабардинцев и балкарцев.
10
Политическая культура.

11.

Народные собрания (хасы, тёре) и сельские 1
сходы как традиционные органы самоуправления
кабардинцев и балкарцев.
«Адыгее хабзе» и «Тау адет» - кодексы устных 1
законов, регулирующие нормы личностносемейных и общественных (внутренних и
внешних) отношений в Кабарде и Балкарии.
Судебные органы и родовые суды.
1

12.

13.
14.
15.

16.
17.

18..

19.
20.

21.
22.
23.

Проблемы государственности в истории развития
Кабарды и Балкарии в 16-19 веках.
Положительные и отрицательные аспекты
отношений с Россией для судеб кабардинского и
балкарского народов.
Русско- кавказская война и её политические
последствия.
Репрессия балкарского народа в 1944 г. И
восстановление политической справедливости и
национальной государственности в 1957 г.

1
1

1
1

Становление и развитие государственности 1
народов КБР в 20 веке. Государственный флаг,
герб, гимн КБР.
Конституция КБР 1997 г.
1
Контрольно- проверочная работа №
«Политическая культура кабардинцев
балкарцев».
Культура семейно- брачных отношений.

1 1
и
6

Семейно- брачные отношения и обычаи 1
избегания. Сватание, калым, свадьба.
Обрядовые игры и обычаи, связанные с 1
рождением и воспитанием детей.
Гостеприимство,
куначество
и
формы 1
искусственного родства.
10

24.

Этика и этикет в культуре семейных отношений.

25.
26.

Трудовое,
физическое
и
эстетическое 1
воспитание.
Национальный менталитет кабардинцев и 1
балкарцев.
7
Духовная культура.

27.

Устное народное творчество.

28.
29.

Значение нартского эпоса в развитии культуры 1
кабардинцев и балкарцев.
Песни, музыка, танцы народов КБР.
1

30.

Песни, музыка, танцы народов КБР.

1

31.

Религия как элемент культуры.

1

32.

Народная медицина.

1

33.

Военно- патриотическое воспитание на боевых 1
традициях народов КБР.
1
Зачёт № 1(итоговый).

34.
35.

1

1

Взаимовлияние национальных культур народов 1
КБР.

11

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
11 класс
Учебник Аталикова В.М. Культура народов КБР, пособие Золотаревой И. С.
Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР».
Всего 34 часа, к-п-р 1 час, зачёт 2 часа.
№
п.п.

1.

2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.

10.

11.

Тема урока

Кол.
часов

Просвещение, образование, наука.

5

Проблема
письменности
кабардинцев
и
балкарцев (Ш. Ногмов, Н.Шеретлук, У. Берсей и
др.).
Просветительская литературная деятельность
первых ученых и писателей Кабарды и Балкарии.
Появление светских школ в 19 веке и роль
общения с казачеством и русским народом в
распространении образования.
Этапы развития общеобразовательной школы в
Кабардино-Балкарии. Первые средние и высшие
учебные заведения КБР.
Первые научные учреждения и развитие науки в
Кабардино- Балкарии. Ученые и специалисты,
внесшие наибольший вклад в развитие науки и
образования в КБР.
Художественная культура.

1

Понятие « художественная культура». Народное
прикладное искусство кабардинцев и балкарцев.
Истоки
театрального
искусства
и
его
современное состояние.
Музыкальное искусство. Народные певцы. Союз
композиторов и госфилармония КБР.
Художественная литература. Союз писателей
КБР.

1

Изобразительное искусство. Союз художников.

1

Музеи. Библиотеки.

2

Дата
По
плану

Факт

05.09.22
1

12.09.

1
19.09
1
26.09
1
03.10.
5

1
1
1

Роль музеев в культурно- просветительной 1
работе. Государственные, народные и школьные
музеи КБР.

10.10.
17.10.
24.11.
07.11.

14.11

21.11.

12

12.

13.

14.

Состояние и развитие библиотечного дела в КБР.

1

Печать. Радио. Телевидение.

1

Средства массовой информации и их роль в 1
национальной культуре и возрождении народов
КБР.
1
Контрольно- проверочная работа № 1.
Кино. Другие зрелища, Парки.

15.
16.

Роль кино, видео и других зрелищ в современной 1
культуре. Театры и кинотеатры Нальчика.
Приэльбрусьенациональный
парк
КБР. 1
Эльбрус- памятник истории и культуры
всемирного значения.
2 полугодие – 3 четверть
Нальчикский парк культуры и отдыха- 1
крупнейший культурный очаг республики.
История парка.
3
Здоровье в культуре народов КБР.

18.

Физическая
культура
в
укладе
жизни 1
кабардинцев и балкарцев. Народные игры. Этапы
развития физической культуры и спорта в КБР.
Курорт Нальчик - всероссийская здравница.
1

20.

21.
22.
23.

05.12

12.12.

3

17.

19.

28.11

Кабардино- Балкария – родина отечественного 1
альпинизма и горного туризма. История развития
и современное состояние.
8
Культура казачества.
История возникновения казачества в России, на 1
Кавказе и на Тереке.
Военно- демократические традиции казачества и 1
формы самоуправления.
Формы землевладения и землепользования.
1

19.12.
26.12.

09.01.

16.01.
23.01.
30.01.

06.02
13.02.
20.02.

26.

Хозяйственно- экономическая деятельность. 1
Ремёсла. Формы коллективного труда и
взаимопомощи.
Устройство жилища, убранство дома, одежда 1
терских казаков.
Семейные традиции и обряды.
1

27.

Фольклор терских казаков.

1

20.03.

28.

Школьное образование. Религия.

1

03.04

24.

25.

27.02.
06.03.
13.03

13

29.

Зачёт № 1 «Культура казачества».

1

10.04.

30.

Культура
других
народов,
населяющих 5
Кабардино-Балкарию.
Из истории и культуры горских евреев.
1

17.04.

31.

32.

33.
34.

История расселения немцев на Северном 1
Кавказе. Немецкие поселения в КабардиноБалкарии. Трудовые традиции, особенности
духовной культуры и быта.
История
поселения
корейцев
и
турок- 1
месхетинцев
в
КабардиноБалкарии.
Особенности духовой культуры и быта.
1
Зачёт № 2(итоговый).
Взаимодействие национальных культур- путь к 1
естественному
развитию,
сближению
и
содружеству наций.

24.05.

08.05.
15.05.
22.05.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».