Р.П. Астрономия 11 кл. 23-24 у.г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса астрономии для 11 класса составлена в
соответствии с:


Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;



Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам- образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденные приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;



Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования;



Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МКОУ
СОШ с.п. Шитхала



Данная рабочая программа соответствует примерной программе (Астрономия.
Базовый уровень.10-11 классы. М.: Просвещение, 2021, под редакцией В.М.
Чаругина), утвержденной Министерством образования РФ, 2017 года, и
учебнику: Астрономия. 10-11 класс: учебебник для общеобразовательных
организаций / В.М. Чаругин – М.: Просвещение, 2022. Соответствует ФГОС СОО

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
РФ предусматривает обязательное изучение базового курса астрономии в 11 классе 1 час
в неделю, что составляет 34 часа в год.
Цели и задачи изучения учебного предмета


осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных
законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;



приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и
эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной,
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;



овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим
объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для
определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;



развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;



использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни;



формирование научного мировоззрения;



формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира
на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики

1. Планируемые результаты изучения предмета «Астрономия» в 11 классе
Планируемые результаты освоения учебного предмета по астрономии на уровне среднего
общего образования. Освоение учебного предмета «Астрономия» на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Астрономия» отражают
готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней
позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества; принятие традиционных
общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность вести
совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в образовательной организации; умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и
волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания: сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма; ценностное отношение к государственным символам, достижениям российских
учёных в области астрономии;
3) духовно-нравственного воспитания: сформированность нравственного сознания,
этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе в деятельности
учёного; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного
творчества, присущего физической науке;
5) трудового воспитания: интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в
том числе связанным с астрономией и физикой, умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и
способность к образованию и самообразованию в области астрономии на протяжении всей
жизни;
6) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; Расширение
опыта деятельности экологической направленности на основе имеющихся знаний по
астрономии;
7) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития физической науки;
8) осознание ценности научной деятельности, готовность в процессе изучения астрономии
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения программы по астрономии для
уровня среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность

понимать своё эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего
самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей
способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении
общения, способность к сочувствию и сопереживанию; социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
Метапредметные результаты освоения программы отражают:
 Овладение универсальными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать её всесторонне; определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
физических явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем.
2) базовые исследовательские действия: владеть научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами физической науки; владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности в области астрономии, способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения задач, применению различных методов
познания; владеть видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных проектов; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, в
том числе при изучении астрономии; давать оценку новым ситуациям, оценивать
приобретённый опыт; уметь переносить знания по физике в практическую область
жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать
новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи,
допускающие альтернативные решения.
3) работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления; оценивать достоверность информации;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности; создавать тексты в различных форматах с
учётом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации.
 Овладение универсальными коммуникативными действиями:

1) общение: осуществлять общение на уроках астрономии и во внеурочной деятельности;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развёрнуто и
логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной
деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять
план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное
стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным.
 Овладение универсальными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность в области
физики и астрономии, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи;
самостоятельно составлять план решения расчётных и качественных задач, план выполнения
практической работы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на
основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать на себя
ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт; способствовать
формированию и проявлению эрудиции в области астрономии, постоянно повышать свой
образовательный и культурный уровень.
2) самоконтроль: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как
осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать
риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности.
3) принятие себя и других: принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать
своё право и право других на ошибку.
Предметные результаты освоения программы по астрономии представлены в содержании
курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен
системнодеятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность
обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не
передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной
деятельности. Обучающиеся научатся:
1. Знать, понимать  смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид,
метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика,
Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная
классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра; 
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;  смысл физического закона Хаббла;  основные этапы освоения космического

пространства;  гипотезы происхождения Солнечной системы;  основные характеристики и
строение Солнца, солнечной атмосферы;  размеры Галактики, положение и период
обращения Солнца относительно центра Галактики;
2. Уметь  приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений
для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической
информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния
солнечной активности на Землю;  описывать и объяснять: различия календарей, условия
наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,
причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,
взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цветсветимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд
и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера; 
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных
тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;  использовать компьютерные
приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток
для данного населенного пункта;  использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии
с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях. Обучающиеся получат возможность:  использовать знания о астрономических и
небесных явлениях в повседневной для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического
использования знаний о небесных явлениях и астрофизических законах; примеры
использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий
исследования космического пространств;  различать границы применимости физических
законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения
механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и
ограниченность использования частных законов;  находить адекватную предложенной
задаче научную модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по
астрономии с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки;
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел
Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при
наблюдениях звездного неба;  различать основные характеристики звезд (размер, цвет,
температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;  формулировать научную
гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной
нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;  восстанавливать контексты и
пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего
исследования или проекта в общем культурном пространстве;  отслеживать и принимать во
внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе
научных, учитывать их при постановке собственных целей;  оценивать ресурсы, в том числе
и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели; 
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека; 10  вступать в коммуникацию с держателями
различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;  самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или

исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;  адекватно оценивать
риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации
этих рисков;  адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);  адекватно оценивать дальнейшее
развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения
результатов.  решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин
(межпредметные задачи);  использовать основной алгоритм исследования при решении
своих учебно-познавательных задач;  использовать основные принципы проектной
деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;  использовать элементы математического моделирования
при решении исследовательских задач;  использовать элементы математического анализа
для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. 7.
Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы,
спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями. Возможны
следующие организационные формы обучения: классно-урочная; групповая работа;
внеклассная работа; самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала,
отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний,
выполнение индивидуальных заданий творческого характера. Важную роль в освоении курса
играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения обучающихся.
Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или
ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке,
могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих
объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

2. Содержание изучаемого курса
I. Введение в астрономию (1 ч)
Цель изучения — познакомить учащихся с основными астрономическими объектами,
заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями,
галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в
окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами,
характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных
оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким
образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в
дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии
II. Астрометрия (5 ч)
Целью изучения — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на
созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в
античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по 19
созвездиям к использованию небесных координат позволил в количественном отношении
изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца,
Луны и планет и на основе этого — получение представления о том, как астрономы
научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач
астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.

III. Небесная механика (3 ч)
Цель изучения— развитие представлений о строении Солнечной системы: геоцентрическая и
гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение
Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
IV. Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения – получить представление о строении Солнечной системы, изучить
физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические
особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планет-карликов; узнать об
особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах,
метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и
о современных представлениях о её происхождении.
V. Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)
Цель изучения — получить представление о разных типах оптических телескопов,
радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений
Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с
ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении
Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили наши представления о
процессах внутри Солнца; получить представление: об основных характеристиках звёзд, их
взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов, понять природу белых карликов,
нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы
звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во Вселенной; получить представление о новых
и сверхновых звёздах, узнать, как живут и умирают звёзды
VI. Млечный Путь – наша Галактика (3 ч)
Цель изучение — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об
объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых
скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых
от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре,
расположенной в самом центре Галактики.
VII. Галактики (3 ч)
Цель изучения — получить представление о различных типах галактик, об определении
расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе
Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об
активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о
распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем межгалактическом газе,
заполняющим скопления галактик
VIII. Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в
целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о
парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности,

лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной; узнать какие
наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о радиусе и возрасте
Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды жизни Вселенной и о
природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения
Вселенной.
IX. Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения— показать современные направления изучения Вселенной, рассказать о
возможности определения расстояний до галактик с помощью наблюдений сверхновых звёзд
и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли тёмной энергии и силы
всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске
экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе высокоразвитых цивилизаций в
нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных цивилизаций и проблемах связи с
ними.
3. Календарно - тематическое планирование
Астрономия 11 класс.
№

Раздел, тема

Дата проведения

п/п

По плану
Глава1. Введение в астрономию

1
2

Введение в астрономию

07.09.2023г.

Далекие глубины вселенной

14.09
Глава 2. Астрометрия

3

Звёздное небо

21.09

4

Небесные координаты

28.09

5

Видимое движение планет и Солнца

05.10

6

Движение Луны и затмения

12.10

7

Время и календарь

19.10
Глава 3. Небесная механика

8

Система мира

26.10

9

Законы движения планет

09.11

10

Космические скорости

16.11

11

Межпланетные полеты

23.11

Глава 4. Строение солнечной системы
12

Современные представления о строении и составе Солнечной
системы

30.11

По факту

13

Планета Земля

07.12

14

Луна и ее влияние на Землю

14.12

15

Планеты земной группы

21.12

16

Планеты-гиганты. Планеты-карлики

28.12

Контрольная работа

17

Малые тела Солнечной системы

18

Современные представления о происхождении Солнечной

11.01.2024г.
18.01

системы.

Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия
19

Методы астрофизических исследований

25.01

20

Солнце

01.02

21

Внутренне строение и источник энергии Солнца

08.02

22

Основные характеристики звёзд

15.02

23

Внутренне строение звезд

22.02

24

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.

29.02

25

Двойные, кратные и переменные звёзды

07.03

26

Новые и сверхновые звёзды

14.03

27

Эволюция звезд

21.03
Глава 6. Млечный путь – Наша Галактика

28

Газ и пыль в Галактике

04.04

29

Рассеянные и шаровые звёздные скопления

11.04

30

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики

18.04

Глава 7. Галактики
31

Классификация галактик. Активные галактики и квазары.

25.04

Скопления галактик.

Глава 8 Строение и эволюция вселенной
32

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся

02.05

Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение

Глава 9. Современные проблемы астрономии
33

Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия

16.05

34

Обнаружение планет возле других звёзд Поиск жизни и разума во

23.05

Вселенной. Контрольная работа

Формы организации учебного процесса:
 Урок,
 Лекция
 Конференция
 Cеминар
 Проектная деятельность
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы контроля: физические диктанты, индивидуальные домашние задания, тестовые
задания, самостоятельные работы, контрольные работы, проверочные работы
Оценивание работ и устных ответов обучающихся за уровень освоения курса, предмета
выставляются в соответствии с бальной системой оценивания: «2» - неудовлетворительно, «3»
- удовлетворительно, «4» - хорошо и «5» - отлично.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».