положение о порядке текущего контроля и промежуточной аттестации

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и
осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее - Положение) является
локальным нормативным актом МКОУ СОШ с.п.Шитхала , регулирующим
периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной
аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и
дополнениями), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта
2021 года № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373,
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв.
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 41, Уставом ОУ и регламентирует
содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации обучающихся ОУ по итогам учебного года.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией
учащихся.
1.3. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является:
- обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и
нормами, уважения их личности и человеческого достоинства;
- установление фактического уровня теоретических знаний, обучающихся по предметам
учебного плана ОУ, их практических умений и навыков; соотнесение этого уровня с
требованиями программы и федерального государственного образовательного стандарта
на всех уровнях обучения;
- контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планирования
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов
освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от
достигнутых обучающимися результатов и не может быть поставлена в зависимость от
формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными
дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
1.5. При проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся используются следующие понятия:
Оценка − это словесная характеристика результатов любого действия, обучающегося.
Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы
(цифровой балл).
2. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ
УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2.1. При текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
используется балльная система оценивания результатов освоения образовательных

программ (5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2, 1 –
«неудовлетворительно»).
2.2. Балльная система оценивания используется по всем учебным предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) учебного плана ОУ (если иное не предусмотрено методическими
рекомендациями федерального и регионального уровней).
2.3. В первом классе при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации используется качественная оценка усвоения образовательной программы без
фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок.
2.4. Основой для определения уровня знаний, обучающихся являются критерии
оценивания — полнота знаний, их обобщенность и системность:
- полнота и правильность — это правильный, полный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ;
- нет ответа.
2.5. При балльной системе оценивания обучающихся всех уровней обучения применяются
следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
- знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
педагога;
- соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
- знания всего изученного материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, применять полученные знания на практике;
- наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного
материала;
- соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы,
затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной
помощи учителя;
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы;
- наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материла;
- незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований
программы;
- отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;

- наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;
- значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи,
правил оформления письменных работ.
Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
-отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в
том числе, домашнего) задания.
2.6. При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их
количество:
- грубые ошибки; - однотипные ошибки; - негрубые ошибки; - недочеты.
2.7. К грубым ошибкам следует относить:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории,
незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделять главное в ответе;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт,
наблюдения, необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником;
- нарушение техники безопасности.
2.8. К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно и то же правило.
2.9. К негрубым ошибкам следует относить:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, правил, теорий, вызванная
неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих
признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением
цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий
работы приборов, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа
(нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задание в общем виде.
2.10. Недочётами являются:
-нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опыта, наблюдений,
заданий;
- ошибки в вычислениях (кроме математики);
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки (кроме результатов при освоении
предметной области «Филология»).
2.11. При проведении тестирования, обучающихся применяется следующий порядок
оценивания качества выполнения тестовых заданий:
- отметка «5» ставится при правильном выполнении обучающимся тестового задания
на 91-100%;
- отметка «4» ставится при правильном выполнении тестового задания на 76-90%;
- отметка «3» ставится при правильном выполнении тестового задания на 61-75%;
- отметка «2» ставится при правильном выполнении тестового задания менее чем на 60%.
- отметка «1» ставится, если обучающийся отказался от выполнения теста.

2.12. При проведении оценивания по учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) используются специфические критерии оценки качества, которые закрепляются
в рабочих программах педагогических работников и не противоречат общедидактическим
подходам, закреплённым данным Положением.
2.13. По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания по
данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика,
рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение
нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества,
воспитание потребности к духовному развитию, которая проводится в виде проведения
систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
2.14. Оценивание элективных курсов в 9-11 классах проводится по пятибалльной шкале в
случае, если на курс отводится не менее 34 часов в год. Если курс краткосрочный,
используется зачетная система.
3. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1. Текущий контроль успеваемости — это систематическая проверка учебных
достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной
деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего
контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного
процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения
основных
общеобразовательных
программ,
предусмотренных
федеральными
государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего
и среднего общего образования (далее – ФГОС).
3.2. Формами текущего контроля усвоения содержания образовательных программ могут
являться:
- письменная проверка – домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; ответы на вопросы
теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, стандартизированные письменные
работы, создание (формирование) электронных баз данных и т.д.;
- устная проверка – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа,
беседы,
собеседования,
выразительное
чтение
(в
том
числе,
наизусть),
стандартизированные устные работы и т.д.;
- комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм, проверка с
использованием электронных систем тестирования, изготовление макетов, действующих
моделей, защита проектов, самоанализ, самооценка, наблюдение;
- проверка с использованием электронных систем тестирования, иного
программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных
достижений учащихся.
3.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении
текущего
контроля
успеваемости
обучающихся
определяются
педагогическими работниками и отражаются в рабочих программах и календарнотематических планах. Заместитель руководителя по УВР анализирует ход текущего
контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывает методическую
помощь в его проведении.
3.4. При проведении текущего контроля успеваемости необходимо учесть:
- контрольные мероприятия проводятся во время учебных занятий в рамках учебного
расписания;
- продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени одного
урока;

- в соответствии с возрастными и санитарно-гигиеническими нормами контрольное
мероприятие рекомендовано проводить не ранее второго урока и не позднее четвертого
урока;
- содержание контрольных материалов должно соответствовать требованиям ФГОС
начального и основного общего образования, рабочим программам.
3.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю по учебным предметам, включенным в этот план.
3.6. Текущий контроль обучающихся, временно находящихся в санаторных школах,
реабилитационных общеобразовательных учреждениях, осуществляется в этих ОУ и
учитывается при выставлении отметок за четверть или полугодие.
3.7. Текущие отметки успеваемости обучающихся ежедневно заносятся в классный
журнал и в дневники обучающихся.
3.8. Письменные самостоятельные, фронтальные, групповые другие работы обучающего
характера после анализа и оценивания не требуют обязательного переноса отметок в
классный журнал.
3.9. Не допускается выставление неудовлетворительных отметок обучающимся сразу
после пропуска занятий по уважительной причине.
3.10. При выставлении неудовлетворительной отметки обучающемуся, учительпредметник должен запланировать повторный опрос данного обучающегося на
следующих уроках с выставлением отметки.
3.11. Письменные контрольные работы обучающихся хранятся педагогическим
работником в течение учебного года.
3.12. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной
программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
3.13. Обучающиеся, освобождённые от занятий физической культурой по медицинским
показаниям на неделю, месяц, четверть, год, изучают теоретическую часть программы,
оцениваются на основе различных форм устного и письменного опроса, рефератов. О
форме текущего контроля по физкультуре учитель сообщает обучающемуся заранее.
3.14. Отсутствие обучающегося на предыдущем уроке не освобождает его от текущего
оценивания успеваемости. Восполнение обучающимся знаний по пропущенному
материалу производится самостоятельно или по его просьбе при помощи учителя.
3.15. Пропуск обучающимся занятий, на которых было запланировано проведение
контрольных работ, не освобождает обучающегося от выполнения пропущенной
контрольной работы по теме. Педагогический работник выделяет для этого время на
следующем уроке или в период проведения индивидуально-групповых консультаций.
3.16. Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается на
обучающегося, его родителей (законных представителей), учителя-предметника.
3.17. Обучающиеся, изучающие предметы учебного плана в формах семейного обучения,
самообразования, очно-заочной формы оцениваются согласно Положениям ОУ о данных
формах обучения.
4. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
4.1. Промежуточная аттестация обучающихся –это механизм контроля результатов
освоения обучающимися всего объема или части учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) предусмотренных образовательной программой.
4.2. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (полугодовую)
промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам четверти (полугодия), а также готовую промежуточную
аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине,
модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной
программой.
Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры,
независимо от результатов четвертной (полугодовой) аттестации. ВПР используется как
форма промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ.
4.3. Промежуточную аттестацию в обязательном порядке проходят учащиеся 2-8, 10
классов школы, осваивающие основные общеобразовательные программы начального
общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во
всех формах обучения.
4.4. Промежуточную аттестацию в школе могут проходить по заявлению родителей
(законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные общеобразовательные
программы:
 в форме семейного образования (далее – экстерны) обучающиеся начального
общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
 в форме самообразования (далее – экстерны) обучающиеся среднего общего
образования.
4.5. Отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) за учебный период
(четверть, полугодие) выставляются в классный журнал за 2 дня до окончания периода.4.
4.6. Четвертные отметки выставляются при наличии трёх и более текущих отметок за
соответствующий период, полугодовые отметки выставляются при наличии пяти и более
текущих отметок за соответствующий период.
4.7. Оценивание обучающихся проводится:
- по итогам четверти во 2-9 классах;
- по итогам полугодия в 10-11 классах.
4.8. При выведении отметки за четверть, полугодие осуществляется личностно
ориентированный подход, учитывающий динамику индивидуальных образовательных
достижений обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения
образовательной программы.
4.9. Четвертное (полугодовое) оценивание обучающихся, пропустивших по каким-либо
причинам более половины учебного времени, не имеющих необходимого количества
отметок, может быть перенесено на две недели следующего учебного периода. Родители в
письменной форме информируют образовательное учреждение о желании получить
отметку за четверть (полугодие) в дополнительные сроки. Заместителем директора по
УВР составляется график проведения контрольных мероприятий для данного
обучающегося, директором ОУ издаётся приказ.
4.10. Вопрос об оценивании обучающихся, пропустивших по каким-либо причинам более
половины учебного времени, не имеющих необходимого количества отметок,
приступивших к обучению в ОУ в конце учебного периода (четверти, полугодия)
решается в индивидуальном порядке: по согласованию с родителями (законными
представителями) проводятся консультации учителями-предметниками, тематический
контроль до завершения учебного периода.
4.11. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей)
информацию об отметках за четверть (полугодие) путём выставления четвертных
(полугодовых) отметок в дневники обучающихся. Классный руководитель проверяет
наличие подписи родителей (законных представителей) об ознакомлении с результатами
оценивания, в том числе неудовлетворительного, в течение первой учебной недели
следующего учебного периода.

4.12.Четвертные (полугодовые) отметки выставляются на основе отметок, выставленных в
результате текущего контроля успеваемости полученных в период четверти (полугодия)
по данному предмету.
4.13. Четвертная (полугодовая отметка) определяется как средняя арифметическая
текущих отметок и отметок за выполнение самостоятельных, проверочных, творческих,
лабораторных, тестовых тематических работ, контрольных работ и выставляется в журнал
целыми числами в соответствии с правилами математического округления по следующей
шкале:
2,5 и выше – отметка «3»
3,6 и выше – отметка «4»
4,6 и выше – отметка – «5»
4.14. Годовая промежуточная аттестация предусматривает проведение контрольных работ
по итогам года с выставлением по их результатам отдельной отметки, которая в
совокупности с четвертными (полугодовыми) отметками определяет годовую отметку. Во
избежания дублирования оценочных процедур (контрольных работ) в качестве
контрольных работ по итогам года используются Всероссийские проверочные работы
(ВПР) в тех классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР.
4.15. Годовая отметка определяется как средняя арифметическая четвертных
(полугодовых) отметок и отметки, полученной за годовую контрольную работу (ВПР) и
выставляется в журнал целыми числами в соответствии с правилами математического
округления по следующей шкале:
2,5 и выше – отметка «3»
3,6 и выше – отметка «4»
4,6 и выше – отметка – «5»
4.17. В 9 и 11 классах проводится государственная итоговая аттестация.
4.18. Для учащихся, не прошедших промежуточную аттестацию, экстернов
предусматриваются дополнительные сроки проведения промежуточной аттестации.
4.19.Обучающиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут:
 быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей
академических задолженностей;
 пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые
графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи
академических задолженностей
 быть освобождены от аттестации на основании п. 4.23.
Положения.

настоящего

4.20. Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), форма, сроки и порядок проведения) доводится
до обучающихся и их родителей (законных представителей) в установленные сроки
посредством размещения на информационных стендах и на официальном сайте школы.
4.21. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не предусмотрена.
4.22.Результаты промежуточной аттестации отражаются в классном журнале в виде
отметки по пятибалльной шкале.
5. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПЕРЕВОДА
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС
5.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной
программы, переводятся в следующий класс.

5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
5.3.
Обучающиеся
обязаны
ликвидировать
академическую
задолженность.
Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности
возлагается на их родителей (законных представителей).
5.4. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу,
дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые ОУ, в пределах одного
года с момента образования академической задолженности.
5.5. При ликвидации академической задолженности в первый раз учитель готовит задание,
проводит и оценивает контрольную работу самостоятельно. При ликвидации
академической задолженности во второй раз в ОУ создается комиссия.
5.6. Образовательное учреждение создает условия обучающимся для ликвидации
академической задолженности и обеспечивает контроль своевременности ее ликвидации.
5.7. ОУ по итогам года издает приказ об организации ликвидации академической
задолженности в ОУ. В приказе указываются списки обучающихся, имеющих
академическую задолженность по учебным предметам, дисциплинам (модулям), график и
сроки ликвидации академической задолженности, ответственные педагогические
работники для первой пересдачи и состав комиссии для второй пересдачи академической
задолженности.
5.8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
5.9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс
условно.
5.10. Обучающиеся в ОУ по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки
академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей
(законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение
по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному
учебному плану.
5.11. Организация информирует родителей, обучающихся о необходимости принятия
решения об организации дальнейшего обучения обучающихся в письменной форме.
5.12. Учащиеся их родители (законные представители) могут обжаловать результаты
контрольного мероприятия или промежуточной аттестации в случае нарушения школой
процедуры аттестации в 3-дневный срок со дня проведения промежуточной аттестации.
5.13. Заявления учащихся и их родителей (законных представителей), не согласных с
результатами контрольного мероприятия по учебному предмету или промежуточной
аттестации, рассматриваются в установленном порядке комиссией по урегулированию
споров между участниками образовательных отношений школы. Для пересмотра
результатов промежуточной аттестации на основании письменного заявления родителей
комиссия в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей (законных
представителей) учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету
фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является
окончательным.
5.14. Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело.
5.15. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических
объединений учителей и педагогического Совета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».