Пояснительная записка
В связи с введением самостоятельной учебной дисциплины «География КБР» на изучение
физической географии Кабардино- Балкарии отведено 34 учебных часа в 8-ом классе.
Этот единый курс географии КБР (физическая география КБР) призван дать полное,
глубокое и целостное представление о природе, населении и хозяйстве КабардиноБалкарии. Курс направлен на комплексное изучение природы, населения и хозяйства КБР.
Рабочая программа по географии КБР для 8-го класса составлена на основе Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования
по географии, Примерной программы по географии России под ред. Емузовой Л. 3.
Физическая география Кабардино-Балкарии, разработанной в соответствии с
федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа разработана в соответствии:
- с образовательной программой основного общего образования МКОУ СОШ с.п.
Шитхала;
- Положением о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин в соответствии с ФКГОС общего образования в МКОУ СОШ с.п.
Шитхала.
- учебным планом МКОУ СОШ с.п. Шитхала.
Рабочая программа предназначена для изучения географии в 8-х классах по учебнику
«Физическая география Кабардино-Балкарии» 8 класс.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / Емузова Л. 3. Нальчик «Эльбрус», 2014.
Учебник входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством
образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования
и науки РФ от 31 марта 2014 года №253. Учебник имеет гриф «Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с примерным недельным учебным планом основного общего образования,
учебным планом МКОУ СОШс.п. Шитхала рабочая программа рассчитана на
преподавание в 8-х классах в объеме 34ч.
Количество часов в год – 34 часа.
Количество часов в неделю –1 час.
Содержание программы по географии КБР
(1ч. в неделю, 34ч)
1.Введение. Общие сведения (1 ч.)
Мой родной край Кабардино-Балкария. Что изучает физическая география КабардиноБалкарии.
Роль предмета географии КБР в решении экономических и социальных задач республики.
Источники географических знаний. Учебник «География Кабардино-Балкарии».
Тематические карты атласа Кабардино-Балкарии, справочники и другие текстовые
источники.
Географическое положение. Физико-географическое и экономико-географическое
положение; их значение для развития природы, хозяйства и жизни населения.
Географический адрес. Размеры территории, границы. Различие во времени Нальчика и
Москвы, часовой пояс, местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и
жизни людей.
Практическая работа № 1:
1. Ознакомление с тематическими картами атласа (планами города, села, района). 2.
Определение по физической карте Кабардино-Балкарии крайних точек, границ.
Тема 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (4 ч.) Главные черты
рельефа КБР. Орография. Геологическое строение. Горы. Равнина.
Развитие форм рельефа. Полезные ископаемые, виды минерального сырья, их
хозяйственное использование. Охрана недр
Тема 3. Климат (3 ч.)
Факторы, определяющие особенности климата Кабардино-Балкарии, воздушные массы,
их типы. Циркуляция воздушных масс (атмосферные фронты, циклоны, антициклоны) и
связанные с ними типы погод.
Климатическая карта. Закономерности распределения тепла и влаги. Прогнозы погоды.
Агроклиматические ресурсы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
Практическая работа 2 «Сравнительная характеристика климата КБР и одного субъекта
РФ (по выбору учащегося)»
Тема 4. Внутренние воды (7 ч.)
Общая характеристика рек Кабардино-Балкарии. Питание и режим рек. Твёрдый сток.
Минерализация. Крупнейшие реки. Важнейшие озёра. Ледники. Подземные воды.
Минеральные источники. Использование рек в хозяйственной деятельности человека.
Охрана вод.
Практическая работа № 3 «Определение по тематическим картам режима питания,
особенностей годового стока, падение реки; возможностей хозяйственного
использования».
Тема 5. Почвы (3ч.)
Образование почв и их разнообразие. Главные типы почв, различия в их плодородии.
Закономерности распределения почв, почвенная карта КБР. Охрана почв, меры по их
сбережению. Борьба с разрушением и загрязнением почв.
Тема 6. Растительный мир. (4ч.)
Растительный покров КБР. Характерные черты растительного мира. Карта
растительности. Природные зоны КБР: степная, лесостепная, подзона широколиственных
лесов, зона субальпийских лугов, зона альпийских лугов, субнивальная и нивальная зоны.
Охрана растительности.
Практическая работа №4 «Нанесение на карту распределения растительности на
территории разных районов КБР»
Тема 7. Животный мир (З ч.)
Разнообразие животного мира. Группировки животных, обитающих в республике.
Обитание животных в природных зонах: животные степей, лесостепной зоны, лесов,
субальпийских лугов, альпийской зоны, субнивальной зоны, животный мир водоёмов.
Практическая работа №5 «Нанесение на карту распределения животного мира на
территории разных районов КБР»
Тема 8. Стихийные природные явления (2 ч.)
Стихийные природные явления, характерные для КБР. Стихийные природные явления
климатического, обвально-осыпного происхождения.
Тема 9. Экологическая оценка отдельных компонентов природы (4 ч.)
Состояние внутренних вод, почв, растительности, животного мира.
основные источники загрязнения компонентов природы. Причины, приводящие к
загрязнению внутренних вод, почв, растительности.
Рациональное использование природных ресурсов КБР.
Практическая работа №6 «Определение степени загрязненности крупных рек и озер
КБР»
Тема 10. Особо охраняемые территории (3ч.)
Основная форма охраны природы - создание заповедников, национальных парков.
Практическая работа №7 «Определение по карте мест нахождения особо охраняемых
территорий в КБР»
Значение природы для удовлетворения потребностей человека; основные виды природных
ресурсов; правила поведения в природе.
Требования к уровню подготовки учащегося
Учащиеся должны:
1 Называть (показывать):
- размеры территории КБР, государственные границы.
- основные части земной коры и формы рельефа;
- месторождения полезных ископаемых;
- факторы, формирующие рельеф, климат, речную сеть, почвы, природные зоны;
- типы климата, почв, бассейны рек;
- распространение многолетней мерзлоты;
- численность населения КБР, соотношение городского и сельского населения.
2. Определять:
- координаты крайних точек, поясное время;
- основные климатические показатели;
- плотность населения.
З. Описывать:
- географические явления, объекты;
- природные условия жизни, быта, хозяйственной деятельности людей; природные
ресурсы;
- антропогенные изменения природы;
4. Объяснять:
- природные особенности географических объектов и явлений, в том числе своей
местности;
- сущность процессов рельефообразования, почвообразования, циркуляции воздушных
масс, режима водных объектов, формирования природных зональных комплексов и
высотных поясов;
- опасные природные явления и правила поведения (меры защиты), в том числе своей
местности;
- демографическая ситуация в КБР;
- состояние трудовых ресурсов;
- миграции населения.
5. Прогнозировать:
- изменение природы своей местности;
- изменение в населении своей местности.
- Предоставить безопасный доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам;
- Обеспечить ограничения доступа информации, несовместимой с задачами духовнонравственного воспитания и развития учащихся и развития учащихся (Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2010г №436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»)
Учебно- методический комплекс:
При подготовке к урокам используются следующие источники информации:
Емузова Л. З. Физическая география Кабардино-Балкарии. М.: «Поматур», 2011.
Школьный географический атлас КБР. М.: Роскартография, 1997.
Бураев Р. А. Занимательная география Кабардино-Балкарии. Нальчик:
«Эльбрус», 1990.
Зведре В. А. Путеводитель по Кабардино-Балкарии. Нальчик: «Эльбрус», 1987.
Опрышко О. Л. По тропам истории. Нальчик: «Эльбрус», 1990.
№
урока
1
Календарное планирование по географии КБР 8 класс (34ч., 1 час в неделю)
Раздел. Тема урока
Кол- Дата
Практические
во
проведения
работы
часов
план факт
Введение. Цели и задачи курса.
1
2.09
Практическая
Д/З
С.3
работа № 1:
1. Ознакомление с
тематическими
картами атласа
(планами города,
села, района). 2.
Определение по
физической карте
Кабардино-Балкарии
крайних точек,
границ.
Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые-4ч
2
Географическое положение
Кабардино-Балкарии
3
История геологического развития
Кавказа.
Рельеф
Полезные ископаемые.
4
5
Климат-3ч
6
Климатообразующие факторы
7
Характеристика климата.
8
Времена года.
Внутренние воды-7ч
9
Реки.
9.09
С.4-6
1
15.09
§1-2.С.7-11.
1
1
22.09
29.09
§3.С.12-27
§4.С.27-35
1
6.10
§5.С.37-44
1
13.10
1
20.10
§7.С.49-61
1
27.10
§8, с.63-69
10
Реки.
1
10.11
11
12
Озёра.
Система карстовых озер.
1
1
17.11
24.11
Практическая
работа 2
«Сравнительная
характеристика
климата КБР и
одного субъекта РФ
(по выбору
учащегося)»
Практическая
работа № 3
«Определение по
тематическим картам
режима питания,
особенностей
годового стока,
падение реки;
возможностей
хозяйственного
использования»
§6.С.45-48
§8С. 70-77
§9.С.77-80
§10.С. 81-88
13
14
Система Тамбуканских озер.
Ледники
1
1
1.12
8.12
15
Подземные воды. Минеральные воды.
Оросительные каналы.
1
15.12
Почвы КБР-3ч
16
Общая характеристика почв
1
22.12
17
1
29.12
1
12.01
Растительность КБР-4ч
19
История развития растительности
Кавказа
20
Зональная характеристика растений
1
19.01
1
26.01
21
Зональная характеристика растений.
1
2.02
22
Зональная характеристика растений
1
9.02
§20.
С.135-142
§21.с.143146
18
Почвы равнинной зоны
Почвы предгорно-горной зоны
§11.С. 88-92
§12.С.93101
§1315.С.102111.
§16.С. 112117
§17.С. 112117
§18.С.118120
§19.С. 122123
§20.с.124129
Практическая
работа №4
«Нанесение на карту
распределения
растительности на
территории разных
районов КБР»
§20.с. 130134
Животный мир КБР-3ч
23
Зональная характеристика животного
мира
1
16.02
24
Зональная характеристика животного
мира.
1
2.03
25
Зональная характеристика животного
мира
1
9.03
Практическая
работа №5
«Нанесение на карту
распределения
животного мира на
территории разных
районов КБР»
§21.С.154162
Стихийные природные явления-2ч
26
Неблагоприятные климатические
1
16.03
явления на территории республики
27
Стихийные явления и процессы в
1
23.03
горах
Экологическая оценка отдельных компонентов природы-4ч
28
Состояние атмосферы и внутренних
1
6.04
§21.с. 147153
§22.С.163170
§23.С.170179.
Практическая
§24-
вод.
работа №6
«Определение
степени
загрязненности
крупных рек и озер
КБР»
29
Состояние почв.
1
13.04
30
Состояние растительности.
1
20.04
31
Состояние животного мира.
1
27.04
1
4.05
1
11.05
Особо охраняемые территории-3ч
32
Заповедники
33
Национальный парк.
34
Заказники и памятники природы.
Итого
18.05
1
34
25.С.180188
§26.С.189190
§27.С191194
§28.С.195197.
Практическая
работа №7
«Определение по
карте мест
нахождения особо
охраняемых
территорий в КБР»
§29.С.200201
§30.с.202208.
§31.с.209216.